Положение о наставничестве: образец

Раздел I. Цели и задачи наставничества

  1. Настоящее Положение о наставничестве в ООО «Содействие» (далее — Положение) определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в структурных подразделениях ООО «Содействие» (далее — компания).
  2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, структурных подразделений компании по подготовке сотрудников к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.

Наставничество — разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы сотрудников компании, направленной на оказание помощи сотрудникам, принятым на работу в компанию, в профессиональном становлении.

  1. Целью наставничества является оказание помощи сотрудникам в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, соблюдении трудовой дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда.
  2. Задачами наставничества являются:
  • оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество;
  • оказание помощи в адаптации сотрудников к условиям осуществления трудовой деятельности, ускорение процесса их профессионального становления;
  • воспитание профессионально значимых качеств личности сотрудников, ознакомление их с историей и традициями компании;
  • содействие выработке навыков поведения сотрудников, соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
  • формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к работе;
  • изучение с сотрудниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
  • реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников;
  • оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей;
  • привитие сотрудникам компании уважения к корпоративным традициям компании;
  • формирование квалификационного кадрового состава компании и его стабилизация.

Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей подразделений компании, наставников, сотрудников кадровых органов, представителей профсоюзной организации.

  1. Правовой основой организации наставничества в органах (подразделениях) являются: Трудовой кодекс РФ, иные нормативно-правовые акты, локальные нормативные акты компании, в том числе настоящее Положение.

2.1.1. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество.

2.1.2. Оказание помощи в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления трудовой деятельности.

2.1.3. Воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с правилами и традициями организации (учреждения) и своего подразделения.

2.1.4. Содействие выработке навыков профессионального поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам.

2.1.5. Формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

2.1.6. Изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

2.1.7. Оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.

2.1.8. Развитие у сотрудников (стажеров) интереса к трудовой деятельности.

2.2. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителя организации (учреждения), руководителей структурных подразделений организации (учреждения), наставников и сотрудников (стажеров) в организации и проведении воспитательной работы, психологического обеспечения и профессиональной подготовки.

  1. Настоящее Положение о наставничестве в ООО «Содействие» (далее — Положение) определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в структурных подразделениях ООО «Содействие» (далее — компания).
  2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, структурных подразделений компании по подготовке сотрудников к самостоятельному выполнению должностных обязанностей.

Положение о наставничестве: образец

Наставничество — разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы сотрудников компании, направленной на оказание помощи сотрудникам, принятым на работу в компанию, в профессиональном становлении.

Положение о наставничестве: как составить документ

Положение о наставничестве поможет обучить молодых сотрудников. Кого назначить куратором и что включить в документ, читайте в статье.

Положение о наставничестве регулирует взаимодействие с неопытными сотрудниками организации, которые были приняты недавно и еще не успели разобраться со всеми нюансами работы. Документ предотвращает форс-мажорные обстоятельства, регулирует процесс обучения новичка. Наличие положения о наставничестве положительно сказывается на производительности труда и скорости адаптации персонала.

Организация самостоятельно определяет что внести в положение о наставничестве, а что исключить. Разумнее всего доверить составление структуры положения о кураторстве отделу по документационному обеспечению.

Так, в ДОУ в первую очередь обращают внимание на следующие факторы:

  • основные задачи наставничества;
  • преследуемые цели;
  • принципы обучения;
  • правила назначения куратора;
  • оценка работы наставника;
  • права и основные обязанности обеих сторон (стажёра и наставника).

Положение о наставничестве: образец

Кроме того, важно обратить внимание на урегулирование таких моментов, которые могут в процессе стать камнем преткновения между коллегами-кураторами.

При составлении положения основой могут послужить следующие приказы:

  • распоряжение Министерства труда от ноября 2013 года (о наставничестве в государственном органе);
  • Минтранспорта России от июня 2019 (о наставничестве в Министерстве транспорта РФ).

Если предприятие решило прикреплять к новым сотрудникам опытных наставников, то это нужно как-то урегулировать. Самое удобное – разработать положение о наставничестве в организации. Правда, Трудовой кодекс не обязывает этого делать.

Более того: действующее законодательство вообще никак не регулирует данный вопрос. Но лучше, чтобы указанное положение было. Хотя бы потому что в нем желательно прописать вопрос оплаты времени именно за наставничество.

Также см. «Испытательный срок по Трудовому кодексу».

Раздел II. Организация наставничества

— впервые принятых на работу в организацию (учреждение) на должности [вписать нужное], а также выпускников образовательных учреждений;

— перемещенных на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другое подразделение, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью [вписать нужное].

Положение о наставничестве: образец

3.3. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения организации (учреждения), имеющих высокие показатели, обладающих значительным профессиональным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.

3.4. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников (стажеров) одновременно, в зависимости от специфики трудовой деятельности.

3.5. Наставник назначается приказом руководителя организации (учреждения).

3.6. Ответственность за организацию наставничества несет руководитель структурного подразделения, куда принят на работу сотрудник (стажер).

3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет [должность].

— организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

— оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);

— заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

— анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

— обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

  1. Наставничество устанавливается над лицами:
  • впервые принятыми на работу в компанию с испытанием или без испытания, не имеющими навыков и умений выполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией по занимаемой должности;
  • над сотрудниками, переведенными на другую должность, если выполнение ими новых функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и приобретения новых практических навыков;
  • ранее уволенными из компании и вновь принятыми на работу.
  1. За лицами, указанными в п. 4 настоящего Положения (далее — сотрудники), наставник закрепляется не позднее одного месяца со дня назначения их на соответствующую должность.
  2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки нового работника, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта, установленного испытательного срока.
  3. Наставничество прекращается до истечения установленного срока действия в следующих случаях:
  • прекращение трудового договора с сотрудником, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность;
  • прекращение трудового договора с сотрудником, осуществляющим наставническую деятельность;
  • невыполнение наставником обязанностей, установленных настоящим Положением;
  • в других случаях, исключающих осуществление наставничества в соответствии с настоящим Положением.
  1. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников организации, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе.
  2. При необходимости на основании приказа производится замена наставника.

Замена наставника может производиться на основании служебной записки начальника структурного подразделения, где работает сотрудник, поданной на имя директора по персоналу в следующих случаях:

  • прекращения трудового договора с наставником;
  • перевода наставника или обучаемого на иную должность или в другое структурное подразделение;
  • психологической несовместимости наставника и обучаемого;
  • возникновения иных обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления сотрудника.
  1. Наставник осуществляет мероприятия наставнической деятельности в отношении одного или нескольких сотрудников одновременно в зависимости от специфики трудовой деятельности. Руководитель компании определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать трех человек.
  2. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится приказом руководителя (генерального директора) компании не позднее трех рабочих дней с момента назначения сотрудника на должность.

Основанием для издания приказа является служебная записка — представление директора по персоналу компании при обоюдном согласии наставника и сотрудника, в отношении которого будет проводиться наставническая работа.

  1. По окончании срока наставничества наставник подготавливает заключение о результатах работы по наставничеству, которое утверждается генеральным директором компании. При необходимости сотруднику, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
  2. За наставническую деятельность на основании отчета о проделанной работе директор по персоналу рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.

Критериями оценки наставничества являются результаты трудовой деятельности нового работника по истечении испытательного срока и (или) результат аттестации.

  1. Результаты работы наставника учитываются при решении вопроса о его продвижении по службе, переводе на вышестоящую должность, изменении размера заработной платы.
  2. Работа по наставничеству должна проводиться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и локальными нормативными актами компании.
  3. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника.
  4. Индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник, на основе типовой программы организации наставничества по специальности и утверждается директором по персоналу. Мероприятия наставничества планируются по разделам с учетом рекомендаций службы персонала, руководителя структурного подразделения, где работает сотрудник, а также уровня профессиональной подготовки сотрудника.
  5. Наставничество завершается отчетом наставника перед руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник.
  6. Деятельность наставника оценивается руководителем структурного подразделения по следующим критериям:
  • результаты выполнения сотрудником должностных обязанностей;
  • уровень профессиональных знаний, развития навыков и умений сотрудника;
  • способность сотрудника самостоятельно исполнять должностные обязанности;
  • характер мотивации сотрудника к работе.
  1. Отчет наставника утверждается директором по персоналу и приобщается к личному делу сотрудника.
  2. На основании предложения директора по персоналу руководитель структурного подразделения рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника.
  3. Сотрудник за ненадлежащее выполнение обязанностей наставника может быть отстранен от наставничества, а также привлечен в установленном порядке к дисциплинарной ответственности.

— впервые принятых на работу в организацию (учреждение) на должности , а также выпускников образовательных учреждений;

— перемещенных на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другое подразделение, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью .

Положение о наставничестве: образец

3.7. Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет .

— организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;

— оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником (стажером);

— заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;

— анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;

— обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы.

  1. За лицами, указанными в п. 4 настоящего Положения (далее — сотрудники), наставник закрепляется не позднее одного месяца со дня назначения их на соответствующую должность.
  2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня профессиональной подготовки нового работника, его индивидуальных способностей к накоплению и обновлению профессионального опыта, установленного испытательного срока.
  3. Наставничество прекращается до истечения установленного срока действия в следующих случаях:

Основанием для издания приказа является служебная записка — представление директора по персоналу компании при обоюдном согласии наставника и сотрудника, в отношении которого будет проводиться наставническая работа.

В области управления персоналом одним из эффективных направлений, которое широко применяется на территории РФ, является дополнительное обучение работников, особенно такой способ применим к тем, которые только устраиваются в организацию.

Такой метод уже давно и успешно применялся во многих зарубежных странах и в последнее время все больше подтверждает свою необходимость и эффективность в Российских компаниях.

Одним из ответвлений такого метода является наставничество – когда непосредственной адаптацией нового сотрудника занимается один из уже действующих работников фирмы – именно на его плечи ложится необходимость выполнения определенного комплекса действий, направленных на обучение конкретного сотрудника или их группы.

В чем заключается принцип наставничества и что представляет собой подобное действие? Из основных признаков, которые можно выделить для большего и лучшего понимания процесса, отмечают следующие:

  1. Передача данных происходит от работника, который уже определенное время выполняет свои трудовые обязанности в организации и занимает аналогичную должность.
  2. Передача данных не обязательно происходит непосредственно в том подразделении, где работник будет трудиться – при наличии аналогичных условий вполне возможно обучение и на совершенно другом месте.
  3. Основным направлением наставничества становится усиленное развитие профессиональных навыков определенного сотрудника, направленное на его скорейшую адаптацию и более качественное выполнение обязанностей.

Сферы применения

Общий порядок

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в системе подготовки трудовых кадров.

1.2. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников организации (учреждения) по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Как было сказано, наставничество закон пока никак не регулирует, поэтому, как составить и исполнять внутренний регламент о нем, каждое предприятие решает само. Безусловно, положение о наставничестве на производственном предприятии будет содержать положения трудового права.

https://lh4.googleusercontent.com/JKDEFju5GAthHtfPAODWpjwTX4WxfTHaKH0OA-xR3ox1yEYMUI61y1tTqzjQemom-AMjvxc8mN8ylIH_qd7nuAbjDuk_okyqndbrN6-YDdbzhjpwboIpAD6Ps2bA2Phodn2C6DzSgSw8eUnpzw

Удобнее, когда данное положение разрабатывают вместе специалисты разного профиля:

  • кадровики;
  • бухгалтеры;
  • юристы;
  • коллектив подразделения, где, скорее всего, будет введено наставничество над новыми специалистами.

Целесообразно, чтобы положение о наставничестве в организации утвердил ее директор своей подписью.

Раздел IV. Обязанности и права сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа

4.1.1. Знать трудовое законодательство.

4.1.2. Изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение. Принимать участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера).

4.1.3. Оказывать всестороннюю помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными навыками, своевременно выявлять и устранять ошибки в трудовой деятельности наставника.

4.1.4. Воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики.

4.1.5. Отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником (стажером), участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.

4.2.1. Знакомиться с персональными данными сотрудника (стажера) с соблюдением требований и условий, предусмотренных трудовым законодательством в целях защиты персональных данных работника.

4.2.2. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о создании необходимых условий для выполнения трудовых обязанностей.

4.2.3. Участвовать в аттестации сотрудника (стажера).

4.2.4. Вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.

5.1. Планирование работы наставника по подготовке сотрудника (стажера) к самостоятельной трудовой деятельности осуществляется на весь период организации наставничества для каждого сотрудника (стажера).

5.2. Индивидуальный план обучения и подготовки сотрудника (стажера) под руководством наставника составляется совместно с руководителем структурного подразделения, в котором работает сотрудник (стажер), на основе типовой программы организации наставничества по специальности и утверждается руководителем организации (учреждения).

Сферы применения

  1. Производство и переработка, компьютерные технологии. Необходимость связана с тем, что в каждой организации могут применяться какие-то определенные технологии и методы, отсутствующие на другой фирме. Кроме того, постоянно появляются новые принципы и усовершенствуются имеющиеся технологии, с которыми новый сотрудник может быть просто не знаком.
  2. Сферы, в который определяющее значение имеет практический опыт и высокий профессионализм специалистов – торговля, ручной труд, управление.
  3. Та деятельность, которая сопряжена с высокой опасностью и риском.
  4. Предприятия, которые характеризуются высоким уровнем текучести персонала.

Положение о наставничестве: как составить документ

Подготовка обучения персонала в первую очередь направлена не на повышение его профессиональных качеств, а обучение и ознакомление с теми основами и базовыми технологиями, которые применяются на конкретной фирме или организации.

Кроме того, при использовании такого метода не стоит ожидать от него каких-либо высоких результатов в форме повышения производительности или увеличения дохода компании.

По поводу каких-либо конкретных сроков нельзя обобщить все имеющиеся и функционирующие организации и четко определить срок, который необходим для полного обучения – на каких-то фирмах ограничиваются кратким периодом в 1-3 дня, где-то длительность его составляет месяц или даже больше. Продолжительность также может определяться на основании принципа самой работы, а также должности, которую будет занимать работник.

Подготовка к наставничеству заключается в предварительной разработке плана обучения и далее четком следовании всем прописанным пунктам.

Вполне естественно, что для того чтобы стать наставником, необходимо обладать определенным уровнем знаний, опытом работы, а также личностными характеристиками, которые позволяют донести до обучаемого определенную информацию.

Положение о наставничестве: образец

Отбор сотрудников, которые будут выполнять роль наставника, опытные специалисты советуют производить из тех работников, которые в дальнейшем не будут тесно взаимосвязаны с обучаемым.

Таким образом достигается наилучший результат благодаря тому, что наставника будут интересовать именно текущие результаты его подчиненного, а не итог, в результате которого он сможет или нет занять место в карьерной лестнице выше него.

Кроме того, значительное внимание уделяется профессиональным навыкам будущего наставника, а также его взаимоотношениям с сотрудниками и наличием определенного уровня авторитета среди коллег.

Эффективность

Основным результатом, который должен достигаться в ходе наставничества, является сама эффективность данного процесса. В связи с этим к потенциальному наставнику могут предъявляться такие требования:

  1. Иметь понимание о принципе работы компании в целом, своего подразделения в отдельности, а также о взаимодействии всех отделов.
  2. Иметь желание стать наставником или же быть направленным на получение общего результата в процессе осуществления обучения.
  3. Быть терпеливым к ошибкам и иметь готовность потратить личное время на более качественное обучение.
  4. Проявлять в процессе обучения инициативу и при необходимости вносить некоторые корректировки в обучение (естественно после предварительного согласования).

В процессе осуществления наставничества многие компании действуют по принципу организации двух отдельных процессов обучения – внутренней и внешней школы.

Внутренняя школа заключается в обучении на аналогичных условиях, в которых будет работать сотрудник.

Внешняя школа может выражаться в форме получения общих знаниях в теории, проведении лекций и семинаров с их переменным чередованием с практикой.

В процессе обучения для верной расстановки приоритетов необходимо понимать, какие цели стоят перед организаторами обучения:

  1. Проведение процесса адаптации персонала с минимальными затратами времени и средств.
  2. Понижение текучести кадров.
  3. Повышение качества выполняемых обязанностей.
  4. Контроль соблюдения всех корпоративных или производственных стандартов.

Для того чтобы наставничество было более эффективным, между обучаемым, его непосредственным наставником и основным руководителем должна прослеживаться четкая взаимосвязь. Эта взаимосвязь заключается в том, чтобы все участники процесса были нацелены на единый результат и при каких-либо сбоях в системе обучения производились быстрые корректировки и исправления.

Основными ошибками, которые чаще всего могут возникать при разработке и внедрении системы наставничества, являются следующие:

  1. Ошибочно определенные критерии выбора наставников.
  2. Отсутствие у наставников необходимого уровня профессиональной подготовки.
  3. Отсутствие мотивации у сотрудника, проводящего обучение.
  4. Преподавание одной теории без подкрепления практическими заданиями.
  5. Отсутствие периодического и конечного контроля процесса обучения.

Внедрение системы ментора, одной из наиболее эффективных при выполнении системы наставничества, заключается в разработке и выполнении таких основных пунктов:

  1. Определение общих положений процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения.
  3. Установка сроков
  4. Определение критериев выбора наставника и порядка его назначения.
  5. Закрепление наставника.
  6. Определение прав наставника и его обязанностей, аналогичные действия применяются и к стажеру.
  7. Определение системы мотивации наставника.
  8. Непосредственно процесс реализации наставничества.
  9. Оценка результатов.

Как пройти обучение

Для того чтобы иметь возможность выдвигать сотрудника в роли наставника, многие организации внедряют специальную систему подбора и обучения сотрудников.

В частности, могут разработаться специальные тренинги, лекции, осваивание полученных знаний на практике, но таким образом, чтобы это не отражалось на рабочем процессе и выполнялось в свободное время или без отрыва от основной работы.

Приказ и положение

Вынесение приказов и положений о наставничестве осуществляется исключительно на уровне руководителя компании. Разработка общих положений, формулировка принципов, постановка задач осуществляются специалистами и, в итоге, руководству предоставляется документ, который он либо одобряет, либо отправляет на корректировку.

В целом стоит отметить, что наставничество, которое уже широко применяется в различных отраслях и сферах деятельности, является достаточно эффективным способом адаптации персонала на новом месте работы.

Однако, применяя его, стоит четко продумывать все действия, включая и сам процесс обучения, для того, чтобы усилия и вложенные средства не были потрачены зря.

Образец тренинга для новых сотрудников представлен ниже.

  1. Наставник обязан:
  • знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы внутреннего трудового распорядка, профессиональной подготовки сотрудников;
  • на основе типового плана вступления в должность разрабатывать совместно с руководителем структурного подразделения компании индивидуальный план обучения сотрудника с учетом уровня его интеллектуального развития, общеобразовательной и специальной подготовки с последующим представлением на утверждение генеральному директору компании;
  • содействовать сотруднику в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в компании;
  • требовать от сотрудника выполнения распоряжений и указаний, связанных с его трудовой деятельностью;
  • оказывать сотруднику индивидуальную помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • передавать сотруднику накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • всесторонне изучать личностные, деловые и моральные качества сотрудника, его интересы и увлечения, образ жизни и поведение; позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к работе, а также внимательное отношение к коллегам по работе; принять участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника;
  • личным примером развивать положительные качества сотрудника, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • оказывать всестороннюю помощь сотруднику в овладении профессиональными приемами и методами исполнения трудовых обязанностей;
  • оказывать методическую и практическую помощь обучаемому в приобретении навыков для выполнения обязанностей по замещаемой должности, осуществлять контроль его служебной деятельности, своевременно выявлять допущенные ошибки и недостатки в работе и совместно с обучаемым принимать меры к их устранению;
  • прививать сотруднику чувство профессиональной гордости, ответственное и добросовестное отношение к работе, уважение к корпоративным традициям компании;
  • способствовать формированию у сотрудника высоких профессиональных и морально-психологических качеств, корректировать его поведение на службе и в быту;
  • воспитывать у сотрудника дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
  • осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудником, давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности;
  • проверять правильность ведения сотрудником документации, давать консультации по вопросам выполнения трудовых обязанностей;
  • привлекать сотрудника к участию в проводимых служебных совещаниях, семинарах и иных мероприятиях;
  • ежемесячно отчитываться по результатам наставнической работы с сотрудником, в том числе о ходе выполнения плана вступления в должность и адаптации работника к новым условиям; участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности сотрудника по результатам испытательного срока;
  • по итогам наставничества представить начальнику структурного подразделения, где работает сотрудник, индивидуальный план вступления в должность вновь принятого (переведенного) работника с кратким отзывом, в котором должна содержаться информация о выполнении плана вступления в должность, деловых качествах работника и его готовности к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей по замещаемой должности.
  1. Наставник имеет право:
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;
  • знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела сотрудника, иными документами, характеризующими сотрудника;
  • вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник, о создании условий для совместной работы;
  • участвовать в аттестации сотрудника, в подведении итогов прохождения испытания;
  • вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает сотрудник, о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, переводе на другую должность;
  • обращаться с мотивированным заявлением на имя директора по персоналу с просьбой о сложении с него обязанностей наставника в отношении конкретного сотрудника по причинам личного характера или успешного овладения обучаемым необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками.
  1. Наставник несет ответственность за своевременную и качественную подготовку сотрудника к самостоятельной работе, при необходимости решения вопроса о переводе его на другую должность либо увольнении.
  1. Сотрудник, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
  • изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников;
  • выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения, утвержденный руководителем структурного подразделения компании;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, положения иных локальных нормативных актов компании;
  • внимательно и уважительно относиться к наставнику, коллегам, партнерам и клиентам компании;
  • знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в компании;
  • выполнять распоряжения и указания, связанные с его трудовой деятельностью;
  • овладевать избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
  • обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
  • ответственно относиться к работе, не допускать ошибок в работе;
  • развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор;
  • выполнять индивидуальный план вступления в должность.
  1. Сотрудник имеет право:
  • пользоваться имеющейся в отделе нормативно-правовой, учебно-методической и иной документацией по вопросам трудовой деятельности, не отнесенной к разряду конфиденциальной информации;
  • при необходимости участвовать в корректировке плана вступления в должность;
  • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
  • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю структурного подразделения о замене наставника.
  1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами трудовой деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании сотрудника.
  2. Контроль за деятельностью сотрудника в форме личной проверки выполнения задания, поручения, качества подготавливаемых документов.
  3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов, овладении эффективными приемами выполнения трудовых обязанностей, исправлении ошибок, устранении недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.
  1. Наставник обязан:
  1. Воспитательные беседы о проблемах работы, учебы, быта, об участии в жизни коллектива, отношении к повышению профессионального уровня, конкретных фактах пассивности в работе, нарушениях дисциплины, причинах, мешающих достичь лучших результатов в работе, и других проблемах.
  2. Личный пример наставника. Личный пример должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, заботливом отношении к коллегам, внимательном отношении к партнерам и клиентам компании, постоянном повышении своего профессионального и культурного уровня, строгом соблюдении трудовой дисциплины, примерном поведении.
  3. Изучение личности сотрудника — при наблюдении в ходе повседневного общения, при взаимодействии с коллегами, руководством, клиентами.
  4. Корпоративное общение. Совместное посещение исторических и культурных мест, выставок, спортивных соревнований. Знакомство с историей и традициями компании. Оказание содействия в проявлении и развитии его творческих способностей.

Что включить

Предприятие само решает, что включить в положение о наставничестве. В первую очередь, это должны быть:

  • цели и задачи наставничества;
  • принципы, на которых зиждется наставничество;
  • правила наставничества: назначение наставника, как оценивать его, оплата);
  • права, обязанности и ответственность наставника и стажера, нового сотрудника.

Самое главное – урегулировать в положении ключевые моменты, которые могут всплыть при наставничестве между коллегами.

Обучение в компании молодых специалистов

Основанием для назначения наставничества является приказ руководителя компании. К данной форме обучения предприятиям приходится прибегать исключительно с молодыми специалистами. Чаще всего это относится к сотрудникам, только окончившим институт и не успевшим ещё поработать по своей специальности. Новые работники, имеющие за плечами определённый стаж, не нуждаются в прикреплении кураторов.

Повысить уровень квалификации новых работников предприятия могут двумя удобными для них способами, а именно прибегнуть к следующим видам обучения:

  • внешняя школа;
  • внутренняя.

В первом случае организация направляет молодых работников в специальный учебный центр, который может быть создан как самой компанией, так и иными предприятиями, специализирующимися в данной сфере.

Организацией процесса обучения занимаются прикреплённые к сотрудникам кураторы либо приглашённые специалисты, которых нанимает и оплачивает руководство предприятия.

Что касательно внутренней школы, то она подразумевает индивидуальное обучение молодого специалиста путём приставления к нему более опытного сотрудника фирмы. Основной плюс такого кураторства — передача личного опыта, приобретённого за годы работы по оговариваемой специальности на конкретном предприятии.

Раздел V. Руководство наставничеством

  1. Организация работы по развитию наставничества является одной из важнейших служебных обязанностей руководителей структурных подразделений компании.
  2. Руководитель структурного подразделения компании, осуществляющий непосредственный контроль за деятельностью сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан:
  • представить назначенного на должность сотрудника коллективу структурного подразделения компании, объявить приказ о закреплении наставника и ознакомить с ним соответствующих сотрудников; ознакомить с приказом под роспись вновь принятого (переведенного) работника;
  • создать необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа;
  • организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь;
  • осуществлять контроль за деятельностью наставника и закрепленного за ним сотрудника, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества;
  • оказывать методическую и практическую помощь в составлении планов вступления в должность, утверждать их, осуществлять общий контроль их выполнения;
  • по окончании периода наставничества проводить собеседование с работником, прошедшим становление в должности;
  • по результатам собеседования представлять директору по персоналу план вступления в должность с отметками об исполнении и отзывом о вступлении в должность вновь принятого работника;
  • направлять работников, прошедших становление в должности, для прохождения аттестации.
  1. Ответственность за организацию наставничества несут директор по персоналу и руководитель структурного подразделения, где работает сотрудник.

Непосредственное руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет заместитель генерального директора по общим вопросам.

  1. Директор по персоналу обязан:
  • организовать обучение наставников основам педагогики и психологии, формам и методам индивидуальной воспитательной работы;
  • оказать организационно-методическую помощь наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий с сотрудником;
  • заслушивать отчеты наставников о проделанной работе, стимулировать положительные результаты наставничества;
  • анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт наставничества;
  • обеспечить систематическое рассмотрение вопросов организации наставнической работы на оперативных совещаниях при начальнике органа (подразделения).
  1. Методическое обеспечение деятельности наставников осуществляет совет наставников, создаваемый для оказания помощи руководству компании в подборе, обучении, воспитании наставников на основании приказа генерального директора компании. В иных случаях методическое обеспечение деятельности наставников может возлагаться на соответствующих работников службы персонала.
  2. Совет создается в структурных подразделениях компании при наличии не менее десяти наставников и осуществляет свою деятельность во взаимодействии со службой персонала компании. В совет входят сотрудники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели на работе, богатый жизненный опыт и пользующиеся авторитетом в коллективе, из них избираются председатель и его заместители, которые распределяют обязанности между членами совета.
  3. Совет:
  • рекомендует руководителю структурного подразделения компании кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников, имеющих богатый жизненный опыт, стаж службы компании не менее двух лет, в том числе в занимаемой должности не менее одного года;
  • принимает участие в подборе и создании резерва наставников;
  • оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа;
  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы наставников;
  • совместно с руководителями структурных подразделений компании заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа, о проделанной работе;
  • обеспечивает участие наставников в конкурсе профессионального мастерства «Лучший наставник».

Совет планирует работу на квартал и не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности на общем собрании наставников.

  1. Кандидатуры наставников для закрепления за сотрудниками, в отношении которых будет проводиться наставническая работа, рассматриваются на заседаниях совета или службой персонала компании.

Приложение N 1

к Положению о наставничестве

в ООО «Содействие»

  • рекомендует руководителю структурного подразделения компании кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников, имеющих богатый жизненный опыт, стаж службы компании не менее двух лет, в том числе в занимаемой должности не менее одного года;
  • принимает участие в подборе и создании резерва наставников;
  • оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа;
  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы наставников;
  • совместно с руководителями структурных подразделений компании заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа, о проделанной работе;
  • обеспечивает участие наставников в конкурсе профессионального мастерства «Лучший наставник».

Приложение N 1

в ООО «Содействие»

Кто может стать куратором

Кто именно на производственном предприятии вправе стать инструктором для новеньких оговаривается в положении о наставничестве.

Прежде всего, этот человек должен непросто занимать соответствующую должность, на которую претендует стажёр, но и подходить по следующим параметрам:

  • внимательность и ответственность в выполнении своей работы;
  • хорошие показатели в МВО;
  • опыт работы по своей профессии не менее трёх лет;
  • стаж работы на предприятии не меньше года.

Кроме того, наставник должен иметь личное желание заниматься обучением молодого сотрудника, так как навязывание инструкторства против воли является нарушением трудового кодекса.

Оплату за проделанную работу инструктор получает по завершении обучения, при этом важно, чтобы новый сотрудник с отличием усвоил предоставленный ему материал и был принят в штат. Если после наставничества молодой специалист так и не смог повысит уровень квалификации, что послужило отказом в принятии на работу, то предприятие вправе отказать куратору в выплате вознаграждения.

Принципы зачисления

Основным принципом в выборе куратора является умение сотрудника взаимодействовать с коллегами. Кроме того, чтобы наставничество дало результаты, инструктор должен быть коммуникабельным, иметь преподавательские навыки и быть готовым к трудностям.

Поэтому рассмотренные заявки в обязательном порядке должны утверждаться непосредственным руководством, так как именно оно лучше всех знает своих сотрудников и может определить наиболее подходящую кандидатуру на должность куратора.

Перед тем как приступить к обязанностям наставничества, все инструкторы должны пройти краткое обучение касательно того, как правильно организовывать занятия для неопытных специалистов. Только после полной подготовки, куратор сможет грамотно подать материал, упорядочить процесс обучения и подобрать наиболее подходящий стиль и содержание предстоящих занятий.

Кроме личных устремлений и желания проявить себя, основной заинтересованностью специалистов, осуществляющих кураторскую деятельность, является получение гонорара за проделанную работу.

Однако положение о наставничестве включает ряд факторов, которые могут послужить основанием для исключения сотрудника от кураторской деятельности:

  • по прошествии определённого времени не наблюдается прогресса;
  • больше 20% обучаемых работников не были приняты в штат организации;
  • инструктор увиливает от выполнения обязательств;
  • многочисленные жалобы стажёров (более 30% от всех обучающихся).

Чтобы не допустить исключения и получить полагаемое вознаграждение, наставнику следует приложить максимум усилий в обучении нового персонала.

Кто разрабатывает и утверждает

На 2019 год наставничество не регулируется на уровне Трудового кодекса, поэтому разработкой положения занимается каждая компания для себя сама. Также самостоятельно определяется порядок, правила и применение данного документа в каждом конкретном случае.

Составлением положения об инструкторстве должен заниматься сотрудник, разбирающийся в делах документации. Как правило, это кадровики и специалисты по оплате труда, а также юристы компании, для которой разрабатывается документ. Утверждается бумага главным руководителем предприятия.

Правовые аспекты наставничества

Кроме того, упоминание наставничества встречается в некоторых других нормативных правовых актах. К примеру, такое упоминание есть в Рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов дополнительного образования, направленной на повышение качества работы управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 25.03.

Таким образом, если наставничество в организации ранее не применялось, необходимо изучить отраслевые нормативные правовые документы, а затем разработать и закрепить порядок проведения наставничества в локальном нормативном акте — Положении о наставничестве.

Для работника, обучающего других сотрудников, наставничество в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ является дополнительной работой, если в трудовом договоре с данным работником этот вопрос не был отрегулирован отдельно. Содержание и объем дополнительной работы устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, а за ее выполнение в соответствии со статьей 151 ТК РФ работнику полагается доплата в размере, утвержденном по соглашению сторон трудового договора. В случае бюджетной организации размер доплаты устанавливается вышестоящей организацией и закрепляется в локальных нормативных актах.

Важно помнить, что если трудовым договором за работником не было закреплено выполнение функций наставничества, а работник не давал согласия на обучение других сотрудников, то работодатель не вправе требовать от него выполнения этих функций.

Назначение сотрудника наставником другого сотрудника должно быть надлежащим образом оформлено. Как говорилось выше, сначала от работника требуется получить разрешение на выполнение функций наставничества. Затем необходимо издать приказ по организации, в котором отражается факт назначения работника наставником другого работника, устанавливается срок наставничества и определяется величина доплаты за наставничество.

Приказ (№, дата)

О назначении наставника

В соответствии с Положением о наставничестве в (наименование организации)

приказываю:

  • 1.Назначить (должность, ФИО наставника) наставником (должность, ФИО обучаемого) на период с (дата)по (дата) включительно.
  • 2.Установить (должность, ФИО наставника) надбавку к окладу в размере (сумма) на период, указанный в п. 1. настоящего Приказа

Руководитель (подпись, ФИО руководителя)

(подпись, ФИО наставника, дата)

(подпись, ФИО обучаемого, дата)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия, финансы