Две плохих и одна почти хорошая новость про налоги: мнение эксперта по налоговой оптимизации

Налоговые проверки или почему нельзя жить по-старому?

Что приоритетнее для жителей стран G20 в налоговой системе: поставить во главу угла интересы своего государства или сотрудничать с другими странами?

Цели подобного международного сотрудничества — привлечение иностранных инвесторов и модернизация налогового законодательства без подавления национальных экономик. 73% граждан «большой двадцатки» согласны, что консолидированная позиция и налоговое сотрудничество между странами должны быть в приоритете.

Наиболее позитивно к этому относятся жители Аргентины (73%), Индии (71%), Индонезии (80%) и Турции (77%). Наименьшую готовность к согласованию позиций по налогам с другими государствами демонстрируют Германия (50%), Канада (52%) и Япония (49%). В России 62% респондентов согласны с тем, что сотрудничество в налоговой политике важнее налогового индивидуализма.

В целом для участников опроса международная налоговая система оказалась в 3,5 раза приоритетнее, чем продвижение национальных интересов. Однако респонденты также признались, что существуют барьеры, которые осложняют концепцию международного партнерства. Наиболее острыми проблемами стали двойное налогообложение, влияние валютных курсов на налогооблагаемый доход, унификация мер борьбы против укрывательства налогов.

Отношение респондентов к объемам налоговых выплат разных классов налогоплательщиков является одним из самых спорных вопросов. 56% респондентов из стран «двадцатки» уверены, что местные компании платят достаточно налогов. 52% считают справедливыми налоговые выплаты глобальных корпораций. Такое же количество людей — 52% — думают, что средне- и малоимущие выплачивают достаточно, 46% согласны с политикой для тех, у кого высокий доход.

Отдельно отметим, что наиболее не согласны с налоговой политикой жители России: 24% россиян изменили бы политику относительно представителей местного и транснационального бизнеса, 36% считают ее несправедливой для средне- и малоимущих, а 39% хотели бы изменить сумму налоговых отчислений для людей с высоким доходом.

Эффективную систему налогообложения формируют не только цифры, но и настроения в обществе. В конечном итоге именно обычные люди определяют русло будущих реформ. Из результатов исследования понятно, что большинство стран «большой двадцатки» готовы к переменам. Вопрос в том, смогут ли они прийти к консенсусу.

На сегодняшний день известно более 150 методов и схем оптимизации налогов. Далеко не все они законны. Недобросовестные предприниматели заключают сомнительные договоры, уменьшаются активы и скрываются доходы. Если налоговая выявит, что компания применяет незаконные методы и схемы оптимизации налогов, она начислит сумму неуплаченных налогов и применит штрафные санкции.

10 опасных налоговых схем, о которых известно налоговикам

Опасные признаки, которые могут стать сигналом для проверки ФНС, смотрите в этой статье.

Традиционный способ снизить налоговую нагрузку – перейти на спецрежим: УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент. 

Сводная таблица: все налоговые спецрежимы — 2019

Подробнее о спецрежимах можно прочитать здесь. 

Лимит доходов для ИП на упрощенке — 150 млн руб в год, в него нужно уложиться. Например, можно договориться с контрагентом о более ранней или более поздней выплате по договору.

Здесь – критерии опасного и безопасного дробления.

Две плохих и одна почти хорошая новость про налоги: мнение эксперта по налоговой оптимизации

Получить освобождение от уплаты НДС могут организации, и ИП, на общей системе налогообложения в отношении не подакцизных товаров. При этом выручка от реализации товаров без учета налога за 3 последовательных календарных месяца должна составлять не более 2 млн. руб. Субъект предпринимательства может пользоваться привилегией, начиная с месяца, следующего за отчетным периодом. В НК РФ (ст.

Еще один вариант снизить налоговую нагрузку за счет НДС – избирательно выбирать партнеров для сотрудничества: они должны применять систему налогообложения с НДС.

Определенная категория субъектов предпринимательства может снизить размер бюджетных налогов и взносов за счет понижения ставок, уменьшения базовой расчетной суммы или освобождения от необходимости уплаты обязательных платежей. Привилегией могут воспользоваться самозанятые лица, предприниматели, которые не привлекают наемных работников, а также субъекты хозяйствования, ориентированные на продвижении инновационных производств. Узнать подробнее о том, кому положены налоговые льготы, и как их оформить, можно здесь.

Самый простой способ оптимизации налогов – грамотное оформление затрат. Закон предусматривает возможность уменьшение дохода, подлежащего налогообложению, на сумму затрат, понесенных на обеспечение функционирования субъекта хозяйствования. Чем больше затраты, тем меньше размер налога. К такому способу оптимизации налогов следует отнестись ответственно, поскольку при проверках тщательно оценивают затратообразующую часть бюджета компании.

Налоговый контроль в цифрах

Подведены итоги налогового мониторинга ФНС России в 2017 году.

По официальным данным, благодаря проведению налогового мониторинга затраты бизнеса на сопровождение налоговых проверок в 2017 году сократились на 1/3.

Две плохих и одна почти хорошая новость про налоги: мнение эксперта по налоговой оптимизации

А именно, 21 компания, которая перешла на налоговый мониторинг и обеспечила доступ проверяющих к своим учетным системам, благодаря такому способу взаимодействия с ФНС сократила трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. В частности, экономия по пеням составила 31,2 млн рублей.

На 93% снизилась сумма начисленных пеней по сравнению с предыдущими периодами, так как мотивированное мнение налоговых органов освобождает от пеней.

Кроме того:

  • среднее количество уточненных налоговых деклараций снизилось на 9%;
  • количество требований о представлении пояснений и документов сократилось на 54%;
  • среднее количество документов, представленных по требованию, уменьшилось на 77%.

Сумма уточненных обязательств в рамках налогового мониторинга увеличилась в 13 раз, что составило 177 млн рублей. В том числе, по мотивированным мнениям сумма уточненных налоговых обязательств выросла в 9 раз, или на 68 млн рублей.

С 2016 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений. Совокупная сумма налога по урегулированным налоговым позициям составила более 23 млрд рублей.

СТАТИСТИКА

Всего в 2017 году компании, работающие в рамках налогового мониторинга, заплатили 607 млрд рублей налогов.

Для сравнения: в 2016 году эта цифра составляла 474 млрд рублей, т. е. рост – 28,1%.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. И это у них отлично получилось! По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн. рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд. руб.).

При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Мишустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений!

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку в России за последние 3 года. По итогам 2017 года это уже 16,4 млн. руб.

При этом средняя сумма доначислений по Москве и Санкт-Петербургу составила более 55 млн. руб. за одну выездную налоговую проверку.

На 75 % в 2017 году в России увеличилось количество камеральных проверок.

На 32 % увеличились поступления в бюджет в результате принудительного взыскания по России (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года).

Как видим, налоговому органу есть чем похвастать — доначисления по результатам проверок продолжают расти, при этом любая выездная проверка является результативной.

Кстати, руководитель ФНС отметил снижение количества судебных налоговых споров — в 2017 году по сравнению с 2013 годом количество снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более, чем на 9 %. В чем же дело? У налогоплательщиков пропало желание спорить или инспекция теперь всегда права? Справедливости ради следует отметить, что разрешение налоговых споров превращается в тяжкий труд с очень редкими проблесками для компаний.

Многие эксперты на сегодняшний день отмечают, что налоговый спор лучше вовсе не доводить до суда, так как сейчас шансов убедить налоговый орган в своей позиции во время административных процедур гораздо выше, чем сделать то же самое в арбитражном суде. Увы, но это факт, позиция судов достаточно профискальна! И в подтверждение данного вывода очередная цифра — 82,8% судебных споров заканчивается победой налоговых органов.

1. Налогоплательщики были распределены по категориям риска на 3 группы: с высоким риском, средним и низким.

2. Полностью автоматизирован документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования на другие налоги;

В 2017 году была начата разработка программного обеспечения «Климат-контроль» для оценки рисков работы с контрагентами. Планировалось, что этот сервис станет доступен налогоплательщикам на сайте ФНС России еще в 2017, однако запуск перенесли на 1 июня 2018 года.

3. В НК РФ появилась новая статья 54.1, посвященная необоснованной налоговой выгоде. Законодатель указывает на недопустимость искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу (умысел в совершении налогового правонарушения). Целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога (деловая цель сделки).

Сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону (реальность сделки).

4. Активно используется возможность взыскания налогового долга компании с взаимозависимых юридических и физических лиц (ст. 45 НК РФ). Собственники, руководители и иные контролирующие лица привлекаются к субсидиарной, уголовной ответственности из-за долгов компании по налогам (ст. 61.10 Закона о банкротстве, ст. 199 УК РФ). Теперь возможно возмещение убытков с должностного лица компании по налоговым долгам без обвинительного приговора (ст. 1064 ГК РФ).

Перспективы 2018 года

Одна из основных задач ФНС на ближайшую перспективу — интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка чтобы обеспечить транспарентность, т.е. прозрачность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

22 февраля 2018 г. депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Законопроект отменяет обязательные проверки раз в три года и переориентирует контролеров на нарушителей. Сокращение числа проверок достигается за счет риск-ориентированного подхода. Контроль рисков не только увеличивает сроки между проверками, но и освобождает от проверок тех, кому присвоена низкая категория риска.

Кстати, риск-ориентированный подход, который будет утвержден на уровне закона в 2018 году, на практике он внедряется уже несколько лет. Особенно много делается для автоматизации поиска рисков.

Две плохих и одна почти хорошая новость про налоги: мнение эксперта по налоговой оптимизации

В итоге взаимодействие предпринимателей с контролерами должно стать «абсолютно цифровым», об этом заявил на форуме РСПП куратор реформы госконтроля министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов.

Видео

Налоговое администрирование 2018. Налоговая выгода на новый лад

1. Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Единая система поможет отследить «всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей». В мае новое правительство может рассмотреть вопрос объединение ФНС и ФТС в одну службу.

2. Совершенствование АИС «Налог-3». Предполагается доработать программное обеспечение системы управления рисками до использования при назначении плановых налоговых проверок. Долю плановых проверок, назначенных с помощью новой системы, довести до 30%.

3. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение этой грандиозной задачи придется уже на 2019 год.

Уже сейчас ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. После интеграции данных налоговой с данными онлайн-ККТ уже в этом году ФНС будет полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России.

Имея данные таможни, банков, онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций можно, как бы, «схлопнуть» товарный и денежный оборот.

Автоматический анализ взаимосвязей инспекторы применяют для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы контроля будут сопоставлять законные и незаконные связи: учредители, руководители и признаки, которые могут говорить о скрываемом взаимодействии и о какой-то подконтрольности (общий сайт или IP адреса, общее местонахождение и т.п.).

Две плохих и одна почти хорошая новость про налоги: мнение эксперта по налоговой оптимизации

В полном соответствии с требованиями к цифровой трансформации государственного контроля камеральная налоговая проверка идет к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Контрольные соотношения по всем налоговым декларациям будут исключительно математические. Все, что «на подумать», будет передано аналитическим отделам и на выездную проверку.

Как избежать налоговых претензий?

Прозрачность информационной системы, с одной стороны, позволит налоговым органом практически дистанционно выявлять операции, в которых видны признаки налоговой схемы. С другой стороны, может снять нагрузку с добросовестных налогоплательщиков. Именно поэтому тщательный анализ проводимых и планируемых операций позволит наладить управление налоговыми рисками в компании и не попадать в зону внимания налоговиков.

Сейчас, как никогда ранее, важно предотвратить потери, найти легальный способ разрешения ситуации до возникновения проблемы, и открыть законные финансовые внутренние резервы бизнеса для его развития. И при этом, скорее всего, каждому хотелось бы иметь определенные гарантии и денежную страховку от рисков при наступлении часа Х.

Налоговые эксперты, юристы и аудиторы компании «Правовест Аудит» настоятельно рекомендуют собственникам и руководителям финансовых служб всерьез подойти к планированию налоговой защиты бизнеса в 2018 году от потерь и возможных претензий — как можно заранее!

Насколько хорошо сейчас вы обеспечиваете внутреннюю эффективность учета, системный и комплексный внешний контур безопасности?

Последний пункт особенно важен для среднего и крупного многопрофильного бизнеса. Ибо разнообразие ситуаций требует согласованных решений. А неорганизованная толпа всегда проигрывает Системе. Если компания ограничится ситуативным реагированием на действия инспекторов и структурированием отдельных сделок (да еще и по принципу «приоритет формы над содержанием»), то риски вместо нее найдет государственная система налогового контроля.

Не придумывайте документы, чтобы снизить налоги. Но поручайте специалистам оформить реальную сделку так, чтоб налогов было меньше.

Из всего вышесказанного вытекают требования к эффективному налоговому планированию:

  • Продумывать структуру бизнеса и хозяйственные связи нужно заранее и с учетом налоговых последствий.
  • Методы налоговой оптимизации должны соответствовать реальной деятельности.

И чем раньше задумаетесь о налоговых последствиях, тем больше будет возможностей для налогового планирования. Тем безопаснее и эффективнее будут решения. Многое может стать недопустимым, когда все уже случилось. Например, если поторопились создать филиал, то заменить его самостоятельным юр. Лицом будет уже не так просто.

Многих ошибок можно было бы избежать, если бы компании заранее планировали налоговые платежи. До сих пор распространена практика, когда компания ведет свою деятельность так, как будто налоги платить не нужно. А в конце квартала, когда наступает время платежа, «рисует» налоговую базу с помощью однодневок или дружественных компаний, по сути, под свои остатки на счетах.

Да, это выгодно. Но последствия этого опасны, а в некоторых случаях, необратимы. Если законные налоги просчитать заранее и сравнить с этими последствиями, то в большинстве случаев окажется, что жизненной необходимости в риске у компании нет.

Да, конечно, уплата всех налогов «с горкой», не гарантирует налоговой безопасности. Но вот зазывать к себе контролеров контактами с однодневками или дроблением единого бизнеса на несколько «бумажных» компаний все-таки не надо.

Метод № 5. Налоговый вычет за онлайн-кассу

Чтобы получить налоговый вычет, ИП на ПСН достаточно представить в ФНС уведомление об уменьшении суммы платежа по патенту. Причем он вправе подать его одновременно с заявлением на получение нового патента. Уведомление можно составить по рекомендованному ФНС шаблону или в свободной форме.

Для ИП на ЕНВД налоговая доработала действующую форму декларации. В ней появился раздел «Расчет суммы расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, уменьшающей сумму единого налога на вмененный доход за налоговый период». В разделе укажите название модели кассы, ее заводской и регистрационный номера, дату регистрации аппарата в налоговой, сумму расходов на покупку. Уведомление и декларацию можно подать в налоговую в бумажном или электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия, финансы