Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Главное об НДС

  1. Основная ставка повысится с 2019 года — до 20%.
  2. Льготные ставки на социально значимые товары не изменятся.
  3. Именно изменение ставки без влияния других факторов может привести к росту цен на 1,7%.
  4. Декларации по НДС будут проверять быстрее — два месяца вместо трех. Это хорошо для бизнеса.
  5. Одному человеку повышение НДС обойдется в среднем в 360 рублей в месяц.
  6. В год бюджет получит на 620 млрд рублей больше.
  7. От повышения выиграет бизнес на спецрежимах и компании, работающие на экспорт.

Установлен порядок исчисления НДС при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав

Прежде, чем рассказать о сути нововведений напомним, что в настоящее время у налогоплательщиков, получающих денежные средства в счет предстоящей уступки прав требований, возникают споры с налоговыми органами по вопросу исчисления НДС в такой ситуации.

Дело в том, что, по мнению Минфина РФ: при получении предоплаты в счет уступки будущих прав требований, возникающих у первоначального кредитора из договоров реализации товаров (работ, услуг) НДС следует начислить с полной суммы полученной оплаты (Письма Минфина России от 07.12. 2016 г. N 03-07-11/7270, от 30.03.2015 N 03-07-15/17428).

На дату передачи прав требования у налогоплательщика опять возникнет налоговая база по НДС, определяемая как сумма превышения суммы дохода от уступки права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ), т.е. с «межценовой разницы» (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Но суммы НДС, исчисленные при получении предоплаты к вычету принять нельзя. НДС, исчисленный с предоплаты, подлежит зачету или возврату в соответствии со ст.78 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.03.2015 N 03-07-15/17428). При этом как проводить такой зачет и уточнять налоговые обязательства по НДС Минфин РФ не разъясняет.

Получается, что в настоящее время даже при уступке права требования с убытком, при получении предварительной оплаты НДС следует исчислить с полной суммы полученных средств. Причем с вычетом этой суммы НДС на дату уступки прав могут возникнуть проблемы.

Позиция финансового ведомства не бесспорна, но с 1 октября 2018 года данный вопрос будет решаться однозначно.

Виктория Варламова
Заместитель руководителя отдела консалтинга, главный эксперт по налогам и бухучету

С 1 октября 2018 года вступают в силу изменения в п.1 ст.154 НК РФ. Устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, указанных в п.1-4 ст.155 НК РФ. Иными словами, речь идет о случаях, когда налоговая база по НДС определяется как разница между доходом от уступки и расходом на их приобретение (размером уступаемого требования), т.е. с «межценовой разницы».

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

При получении предоплаты в счет предстоящей уступки имущественных прав, возникших из договоров реализации товаров (работ, услуг), первоначальный кредитор должен рассчитать налоговую базу как разницу между суммой оплаты и суммой уступаемого денежного требования, в том числе будущего требования, определяемой исходя из доли оплаты.

Кроме того, с 1 октября в п.6 ст.172 НК РФ официально закреплено право на вычет НДС, исчисленного при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав, указанных в абз.2 п.1 и п.2-4 ст.155 НК РФ.

Пример:если первоначальный кредитор собирается уступить право требования на сумму 80000 руб. за 100000 руб. и получил 50% предоплату (50000 руб.) в счет предстоящей уступки, налоговая база составит 50% от будущей прибыли, т.е. 10000 руб. в т.ч. НДС 1525.42 руб. ((100000-80000)*50000/100000*18/118). При передаче прав налогоплательщик исчислит НДС с «межценовой разницы», т.е.

Если же право требования уступается с убытком, например, за 70000 руб., то в нашем примере налоговая база при получении предоплаты будет равна нулю.

Единственное, что настораживает в данных поправках: зачем законодатели определили порядок исчисления налоговой базы при получении предоплаты не только у первоначального кредитора (это абз.2 п.1 ст.155 НК РФ), но и в остальных случаях, не внеся изменений в ст.167 НК РФ? Мы имеем в виду ситуации, когда при уступке имущественных прав НДС рассчитывается с «межценовой разницы» (в случаях, установленных пунктами 2-4 ст.155 НК РФ).

Из п.1 и п.8 ст.167 НК РФ следует, что при получении предоплаты в счет уступки имущественных прав налоговая база возникает только при передаче прав, указанных в абз. 2 п.1 ст.155 НК РФ, т.е. при передаче прав по договорам «на реализацию» первоначальным кредитором. В случаях, установленных пунктами 2-4 ст.

По мнению автора, не исключено, что из-за таких «нестыковок» налоговые органы будут настаивать, что во всех случаях получения предоплаты в счет уступки «межценовых прав» возникает налоговая база по НДС.

Виктория Варламова
Заместитель руководителя отдела консалтинга, главный эксперт по налогам и бухучету

С 1 октября 2018 г. российские перевозчики на железнодорожном транспорте будут исполнять обязанности налоговых агентов по НДС в некоторых случаях. Эти обязанности появятся при оказании на территории РФ услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, в рамках посреднических договоров (поручения, комиссии, агентских).

Новые обязанности возникнут у перевозчиков по услугам, оказанным с 1 октября 2018 года (п.7 ст.4 Закона № 302-ФЗ).

Такие налоговые агенты будут исчислять НДС так, как если бы они продавали свои собственные услуги, как продавцы этих услуг (п. 15 ст. 167 НК РФ). Налоговая база будет определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Российские перевозчики — налоговые агенты будут обязаны выставлять счета-фактуры от своего имени (п.1 ст.168 и п.3 ст. 169 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ). Они смогут принимать к вычету НДС:

  • исчисленный с предоплаты, полученной в счет оказания услуг принципала (комитента, доверителя) — на дату оказания этих услуг или возврата предоплаты в случае изменения или расторжения договора (п.5 и п.8 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ)
  • по корректировочным счетам-фактурам при уменьшении стоимости таких услуг (п.13 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

НДС, исчисленный в качестве налогового агента, российские перевозчики к вычету принять не смогут (п.3 ст.171 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

Также уточнено, что посредники — налоговые агенты, исчисляющие НДС «как продавцы», т.е. это:

  • российские перевозчики (п.5.1 ст.161 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ),
  • посредники иностранных лиц по продаже товаров (работ, услуг) с участием в расчетах (п.5 ст.161 НК РФ),
  • реализаторы конфискованного имущества по решению суда (п.4 ст.161 НК РФ).
  • не должны вести Журнал полученных и выставленных счетов-фактур (п.3.1 169 НК РФ в ред. Закона № 302-ФЗ).

Виктория Варламова
Заместитель руководителя отдела консалтинга, главный эксперт по налогам и бухучету

Мы рассмотрели самые важные поправки, касающиеся НДС, вступающие в силу во втором полугодии 2018 года. Официальных комментариев об особенностях их применения пока нет. Но эксперты компании «Правовест Аудит» готовы помочь в решении многих вопросов. Обращайтесь!

Говоря о сроках проведения камеральной налоговой проверки необходимо отметить, что (п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • начало проведения камеральной проверки совпадает с моментом представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • сроки проведения камеральной налоговой проверки для российских компаний и ИП составляют 3 месяца (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей в налоговом органе на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Итак, Налоговым кодексом (п. 2 ст. 88) установлен срок камеральной проверки, который составляет 3 месяца с даты представления декларации или расчета. День представления напрямую зависит от способа представления налоговой декларации:

  1. Лично в налоговый орган. Днем представления считается день сдачи отчетности. В данном случае налоговый орган, согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, обязательно должен сделать отметку о принятии декларации на ее титульном листе.
  2. По почте. Днем представления считается дата отправки. Хотя налоговики считают это неверным, так как инспектор не может начать камеральную проверку без соответствующей отчетности. Такая позиция поддерживается и судебными постановлениями (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2012 № А66-376/2012).
  3. По телекоммуникационным каналам связи. Днем представления считается день отправки.

Не забудьте, что декларацию по НДС налогоплательщики вправе представлять только по ТКС (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Оформить декларацию по НДС без ошибок помогут материалы рубрики «Декларация по НДС в 2016-2017 годах — бланк и образец».

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки  декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция?

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Кто на самом деле платит НДС?

В бюджет НДС перечисляют компании и предприниматели. Они считают добавленную стоимость, сумму налога и сдают декларации. Но бизнес включает этот налог в цены своих товаров и услуг. Когда посетитель в супермаркете покупает шампунь или вафли за 200 Р, то в этой цене уже есть НДС. В чеках можно увидеть ставку и сумму этого налога по каждому товару.

Поэтому этот налог называют косвенным. Он как будто для бизнеса, но оплачивают его из кармана обычного покупателя. Суть косвенного налога в том, что через него государство как бы облагает покупателей налогами через их расходы. По такой же схеме платят акцизы: их включают в цену товаров и перекладывают на покупателей.

Поэтому повышение ставки налога может отразиться на ценах и семейном бюджете. Товары, которые облагались полным НДС, подорожают.

Иногда НДС можно вообще не платить. Тогда повышение ставки не скажется на ценах или отразится минимально, за счет удорожания дополнительных услуг.

Новые правила камеральных проверок с 2019 года

Вот законные способы для бизнеса:

  1. Оформить освобождение. Для этого нужно подтвердить, что в течение трех месяцев выручка не превышала 2 млн рублей. Один раз оформите освобождение — год не будете платить НДС и сдавать декларации. Уведомление можно подать уже в этом году и не ждать повышения. Но выставлять НДС своим покупателям тоже не сможете. Понять, выгодно это или нет, поможет бухгалтер с учетом конкретного вида деятельности, партнеров и особенностей учета.
  2. Перейти на спецрежим. Чтобы не платить НДС, можно работать на упрощенной системе налогообложения, патенте или ЕНВД. Есть спецрежимы только для определенных видов деятельности и не во всех регионах. Тут нужно консультироваться с бухгалтером. Если решите переходить на УСН, подайте уведомление до 31 декабря. Когда ставка НДС повысится, вас это не коснется.

Каковы сроки камеральной проверки по НДС

Как уже было отмечено выше, законодательством установлен только срок камеральной налоговой проверки. Возможности продления или приостановления такой проверки не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом. На данный факт указывают как Минфин РФ (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), так и судебные органы (постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009).

В связи с этим налоговый орган имеет право проводить необходимые контрольные мероприятия только в течение 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (постановление президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09).

Вопреки этому, некоторые суды считают правомерными результаты, даже если сроки проведения камеральных проверок превысили 3 месяца (постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 № Ф09-3043/09-С3), аргументируя тем, что нарушение срока не является основанием для отмены решения, принятого по результатам проверки.

Дополнительно об этом читайте в статье «Доказательства, полученные за пределами срока камералки, могут быть допустимыми».

Когда камеральная проверка должна быть завершена

Важно отметить, что составление и вручение актов и решений возможно только в случае выявления нарушений и только после завершения камеральной налоговой проверки.

Если помимо заработной платы физическое лицо имеет иной источник дохода, то для него наступает обязанность уплатить налог и подать декларацию по форме 3-НДФЛ. Срок подачи такой декларации – не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода или иной материальной выгоды.

Но, кроме обязанности уплаты налога, при применении каких-либо вычетов – социальных, имущественных и др. (ст. 218-221 НК РФ) – физическое лицо может претендовать на возврат излишне уплаченных сумм налога.

В обоих случаях срок камеральной проверки будет составлять 3 месяца. Следует отметить, что при подаче декларации на возврат необходимо подать заявление о предоставлении вычета, так как оно является основанием для его получения.

Заявить вычет можно в течение 3 лет, следующих за годом, когда у гражданина возникли соответствующие расходы (п. 7 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2012 № 03-04-05/5-1210).

В настоящее время у налогоплательщиков появилась прекрасная возможность следить за ходом проверки и своевременно узнавать о ее результатах с помощью сервиса ФНС «Личный кабинет налогоплательщика».

С нюансами проведения камеральной проверки декларации 3-НДФЛ вас познакомит эта публикация.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость с начисленным к уплате налогом срок проведения камеральной проверки останется прежним – 3 месяца. Налоговый орган проведет комплекс мероприятий, и если будут выявлены ошибки, обязательно уведомит об этом налогоплательщика, а также, возможно, составит акт проверки.

В случае подачи декларации по НДС с суммой налога к возмещению срок камеральной проверки будет таким же – 3 месяца, но в данном случае существуют небольшие исключения. Так, если в ходе проведения комплекса контрольных мероприятий не будут выявлены нарушения, то инспектор может завершить проверку, не дожидаясь 3-месячного срока, и в течение 7 дней вынести решение о возмещении (письмо Минфина от 19.03.2015 № 03-07-15/14753).

В настоящее время налоговики стремятся сократить срок КНП деклараций по НДС с налогом к возмещению до 2 месяцев в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Подробнее об этом читайте здесь.

Если налоговый инспектор обнаружил ошибку, он вызывает представителя организации для дачи пояснений. Бывает обидно, когда технические недочеты приводят к камеральной проверке. К ним относятся:

  • декларация представлена по устаревшей форме
  • отчет сдал представитель организации, но в базе данных ФНС на него нет доверенности
  • в отчете поставлен номер коррекции, хотя это первичный вариант
  • арифметические ошибки в декларации
  • в декларации сведения о руководителе не совпадают с данными в ЕГРЮЛ

Такие ошибки, как правило, возникают из-за небрежности бухгалтеров, и их можно избежать, если заранее перепроверять все показатели в декларации, сверять данные руководителей с ЕГРЮЛ и оформлять доверенности на представителей.

Плательщики НДС сдают декларации. Эти декларации сначала проходят камеральную проверку. Раньше на нее уходило три месяца. Если по декларации был заявлен налог к возврату, то нужно было ждать несколько месяцев. Из-за этого деньги оборачивались медленнее, а иногда надолго зависали в бюджете.

Теперь декларацию будут проверять быстрее — два месяца. Если по ней будет НДС к возврату, бизнес быстрее вернет или зачтет деньги. Новый срок проверки будет действовать для деклараций уже с этого года.

По общему правилу, если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 88 НК). В такой ситуации проверяющие должны оформить акт в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщик, который сдал декларацию по НДС, и спустя 2 месяца и 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) не получил акт налоговой проверки может смело рассчитывать на то, что налоговым органом не выявлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

— либо акт проверки (п. 5 ст. 88 НК),

— либо решение о продлении сроков проверки до 3х месяцев при наличии признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах (абз. 5 пункта 2 статьи 88 НК),

— либо ничего, т.е. «молчание будет ему ответ».

Видео

Новый порядок камеральных проверок и другие изменения по НДС вступят в силу в ближайшее время.

Уже с 3 сентября 2018 года вступят в силу изменения в п.2 ст.88 НК РФ и срок камеральной проверки деклараций по НДС будет сокращен с 3-х до 2-х месяцев. Правда в случае, если до окончания проверки налоговый орган обнаружит признаки нарушений налогового законодательства, срок камеральной проверки может быть продлен до 3-х месяцев. Причем продление проверки производится не просто так, а на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Эти изменения будут применяться в отношении камеральных проверок деклараций по НДС, представленных после 3 сентября 2018 г. (п.1 и п.4 ст.4 Закона № 302-ФЗ).

Поэтому если не говорить об уточненных и «опоздавших» декларациях по НДС, первый раз все налогоплательщики НДС смогут порадоваться нововведениям, начиная с представления деклараций по НДС за 3-ий квартал 2018 года.

Крайний срок подачи декларации по НДС  — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

Возражение

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Срок камеральной налоговой проверки по НДС с 03.09.2018 был сокращен до 2 месяцев и может быть продлен решением, принятым по установленной форме (абз. 4,5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

В связи с этим, письмом от 07.11.2018 №ММВ-20-15/146 ФНС РФ отменила свое письмо от 13.07.2017 №ММВ-20-15/112@, в котором сообщалось о возможности сокращения срока проверки при присвоении низкого/среднего уровня риска при применении риск-ориентированного подхода, с помощью программных средств.

Важно! Минфин РФ в письме от 02.10.2018 №03-02-07/1/70615 разъяснил, что обязанность налоговых органов уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной проверки НК РФ не предусмотрена.

  • Решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (приложение № 1) и уведомление о ранее представленных документах (информации) (приложение № 2). В соответствии с новой редакцией п. 5 ст. 93, п. 10 ст. 165, п. 13 ст. 198 НК РФ, налогоплательщик, ранее направивший документы в налоговый орган, вправе, не представляя их повторно, направить в ответ на запрос уведомление об этом.
  • Дополнение к акту налоговой проверки (приложение №3). В соответствии с п. 6.1 ст. 101 НК РФ, после проведения дополнительных мероприятий должен составляться именно такой документ.

Зачем повышают ставку НДС?

Кроме основной ставки, есть еще льготные. Например, детские товары, продукты, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия облагаются НДС по ставке 10%. Эта ставка не изменится.

НДС 10% действует, например, на такие товары:

  • молоко, сливки, масло, сыр, творог;
  • мясо, колбаса, сардельки, сосиски;
  • мука, сахар, макароны, крупы;
  • рыба, креветки, консервы;
  • яйца, овощи, хлеб, подсолнечное масло;
  • детское питание, подгузники;
  • детская одежда, школьные принадлежности, игрушки.

Есть сложная бухгалтерская заморочка с тем, что производитель может платить НДС 10%, а перевозчик его товара, например, 18%. Но в пересчете на единицу продукции это изменение будет ничтожным. Если в магазине молоко подорожало на 2% в связи с якобы повышением НДС, это обман: НДС для молока не изменился.

Еще есть ставка НДС 0%. Она действует для экспорта и тоже не изменится.

Это основной федеральный налог, который проще всего собрать и прогнозировать. Если товар продан и облагается НДС, в бюджет точно попадет какая-то сумма. С налогом на прибыль так не получится. НДС — первый по собираемости налог в России. Это второй по размеру и доле вид доходов бюджета, а первый — от продажи нефти и газа.

Если ставка вырастет с 18 до 20%, в следующем году в бюджете будет на 620 млрд рублей больше. В среднем за год каждый человек будет тратить на повышение НДС примерно 360 Р в месяц. Но это в среднем. В реальности кто-то потратит больше (например, при покупке автомобиля), а кто-то потратит столько же, покупая только продукты со льготным НДС.

Куда пойдут эти деньги?

Официально, то есть с точки зрения закона, ситуация такая. Из федерального бюджета деньги идут на образование, медицину, безопасность, ЖКХ, культуру, спорт, строительство дорог, цифровые технологии и господдержку. Есть национальные проекты, на которые нужны деньги: материнский капитал, ежемесячные выплаты на ребенка, ипотека по сниженной ставке, бесплатная диспансеризация или сложные операции по квотам.

Многие этими программами вообще не пользуются. Но есть люди, которые без бюджетных денег не смогут позволить себе жилье, выйти на работу, начать бизнес и даже прокормить ребенка.

Другая семья платит в бюджет 30 тысяч рублей НДС, но сможет получить 450 тысяч рублей материнского капитала, внесет их в счет ипотеки и сэкономит еще 200 тысяч рублей на процентах банку.

Неофициально, то есть между нами, должны прозвучать слова «воровство», «взятки» и «распил», но вы это все сами знаете.

Перекрестная камеральная налоговая проверка по НДС проводится автоматически

См. «Не забывайте передавать в инспекцию квитанции о приеме электронных документов».

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Инна Собина

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

О нем читайте здесь.

Получив акт, вам нужно решить, согласны ли вы с налоговиками или будете отстаивать свою позицию. В последнем случае вам стоит начать с возражений на акт КНП.

Составить их вам поможет наша статья и размещенный в ней образец «возразительного» документа.

Все последующие стадии обжалования рассмотрены в другой рубрике сайта — «Порядок оформления результатов налоговой проверки».

Если кто-то вам говорит, что повышение налога — это хорошо или плохо, скорее всего, он хочет вами манипулировать. Налоги и бюджет в большой многонациональной России — это очень сложно. Проще сказать так: что бы ты ни делал, все равно будет плохо.

Повышение любых налогов — это неприятно для всех. Но отмена программ господдержки, субсидий или маткапитала — тоже неприятно. Уменьшение финансирования важных проектов — неприятно. Увеличение налоговой нагрузки на какую-то конкретную категорию населения — неприятно для этой категории.

  • В 6-дневный срок передать в ФНС квитанцию о приеме требования в электронной форме по ТКС;
  • Проверить правильность заполнения налоговой декларации и реквизиты, по которым обнаружены расхождения;
  • В 5-дневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ) представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию либо представить пояснения с указанием уточненных сведений. Если ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем дачи пояснений.

ФНС также напомнила, что в соответствии с подп. 1.1, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае уклонения от отправки квитанции или необеспечения получения сообщений от налогового органа по ТКС расчетные счета будут заблокированы.

Обратите внимание! Некоторые из форм, используемых как при выездных, так и при камеральных налоговых проверках, утверждены приказом ФНС РФ от 15.01.2019 №ЕД-4-2/356@ «О направлении рекомендуемых форм…» (в частности, касающиеся назначения экспертизы).

При этом приводится случай из судебной практики, когда заключение эксперта, полученное уже после завершения дополнительных мероприятий, было использовано инспекцией как одно из доказательств выявленных нарушений. По результатам проверки организация была привлечена к ответственности. Налогоплательщик обжаловал это решение налогового органа со ссылкой на получение доказательства за пределами срока проверки. Однако определением ВС РФ от 23.04.2018 №305-КГ18-3300 была подтверждена законность решения налогового органа.

ФНС РФ в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/20515@ разъяснила, что в этом документе не могут указываться нарушения, которые ранее не были отражены в акте налоговой проверки.

Важно! Вместе с тем ФНС ссылается на то обстоятельство, что имеется судебная практика, не признающая указанием на новое нарушение выявление ранее сокрытых объектов налогообложения (охватываемых перечисленными в акте нарушениями), что влечет увеличение сумм доначисления налогов, штрафов и пеней.

Обратите внимание! Камеральная проверка по транспортному и земельному налогам может уйти в прошлое в случае принятия законопроекта №607168-7, предусматривающего отмену по этим налогам деклараций. 19.02.2019 законопроект был принят Госдумой в 1-м чтении.

Подробнее об изменениях, внесенных законом №302-ФЗ, рассказывается в статьях «Изменения в правилах проведения налоговых проверок и другие поправки в НК РФ», «Какие изменения в налоговом законодательстве ожидают налогоплательщиков с 2019 года».

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с момента ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган (6 мес. со дня представления иностранной компанией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, декларации по НДС).

Если во время проведения камеральной проверки налогоплательщик сдал уточненку, камеральная проверка первичной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уже уточненной декларации, которая также длится 3 месяца.

Возможность продления или приостановления такой проверки налоговым законодательством не предусмотрена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия, финансы