Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Правовая база

Понятие этого типа особой зоны введено Федеральным законом № 473 от 29.12.2014. В нем определен правовой статус для территорий с опережающим развитием, налоговые льготы и преференции. Они распространяются только на резидентов ТОР. К ним относятся предприниматели и/или коммерческие юридические лица, которые прошли государственную регистрацию и составили соглашения, в соответствии с нормами законов об осуществлении строго регламентированной деятельности на созданной территории опережающего развития.

ТОР в России создается на срок до 70 лет. Правительство РФ может продлить срок ее действия, если будет предоставлено согласие уполномоченного федерального органа. Также закон о территории опережающего развития предполагает порядок управления данной территорией, условия и последовательность действий по прекращению существования ТОР. А также прекращение и приобретение статуса резидента этой особой зоны.

Создание территорий опережающего развития потребовало внести изменения в Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный и Трудовой кодексы Российской Федерации. Необходимостью также было внесение поправок в федеральные законы об исполнительных и законодательных органах власти касательно субъектов РФ.

Статус территорий опережающего развития заключается в:

  • специфике налогообложения;
  • льготных ставках по арендной плате;
  • предоставлении особых услуг от государства;
  • таможенных процедурах, применяющихся как в свободной таможенной зоне;
  • исключительном праве привлекать к деятельности квалифицированный персонал из других стран;
  • специальном порядке проведения муниципального надзора и госконтроля;
  • особом порядке пользования землей;
  • использовании технических и/или санитарных регламентов по примеру стран, в которых успешно действуют подобные зоны;
  • приоритете при подключении к объектам инфраструктуры ТОР.
№ п/п Субъект РФ Название Статус Тип Форма
собственности
1 Алтайский край ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь» Создается Greenfield Государственная
2 Астраханская область ОЭЗ ППТ «Лотос» Создается Greenfield Государственная
3 Еврейская автономная область ТОР «Амуро-Хинганская» Создается Greenfield ГЧП
4 Иркутская область ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» Создается Greenfield Государственная
5 Калужская область ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Людиново Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ППТ «Калуга» площадка Боровск Создается Greenfield Государственная
6 Липецкая область ОЭЗ ППТ «Липецк» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ППТ «Данков» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» Создается Greenfield Государственная
7 Москва ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» Действующий Greenfield Государственная
8 Московская область ОЭЗ ТВТ «Дубна» Действующий Brownfield Государственная
9 Мурманская область ОЭЗ ПТ «Мурманск» Действующий Brownfield Государственная
10 Приморский край ОЭЗ ППТ «Владивосток» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» Намерения Greenfield Государственная
11 Псковская область ОЭЗ ППТ «Моглино» Создается Greenfield Государственная
12 Республика Алтай ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая» Создается Greenfield Частная
13 Республика Бурятия ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» Создается Greenfield ГЧП
ТОСЭР «Селенгинск» Намерения Greenfield Государственная
14 Республика Татарстан ОЭЗ ППТ «Алабуга» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Иннополис» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ПТ «Свияжск» Намерения Greenfield Государственная
ТОСЭР «Набережные Челны» Создается Greenfield Государственная
15 Республика Хакасия ТОР «Абаза» Намерения Greenfield Государственная
16 Ростовская область ТОР «Гуково» Создается Greenfield Государственная
17 Самарская область ОЭЗ ППТ «Тольятти» Проектируемый Brownfield Государственная
18 Санкт-Петербург ОЭЗ ТВТ «Нойдорф» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Новоорловская» Создается Greenfield Государственная
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» Создается Greenfield Государственная
19 Сахалинская область ТОСЭР «Южная» Намерения Greenfield Государственная
ТОСЭР «Горный воздух» Намерения Greenfield Государственная
20 Свердловская область ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Создается Greenfield Государственная
21 Тверская область ОЭЗ ТРТ «Завидово» Действующий Greenfield Государственная
22 Томская область ОЭЗ ТВТ «Томск» Действующий Greenfield Государственная
23 Ульяновская область ОЭЗ ПТ «Ульяновск» Создается Brownfield
Greenfield
Государственная
24 Хабаровский край ОЭЗ ПТ «Советская гавань» Действующий Greenfield Государственная
ОЭЗ ТРТ «Остров Русский» Создается Greenfield Государственная
ТОСЭР «Хабаровск» Действующий Greenfield Государственная
25 Чеченская Республика ОЭЗ ТРТ «Ведучи» Намерения Greenfield Государственная
26 Чукотский автономный округ ТОР «Беринговский» Создается Greenfield Государственная

Определения, связанные с ТОР

Закон о территориях опережающего развития дает разъяснения некоторым из них. Например, инфраструктура ТОР – это совокупность земельных наделов с имеющимися на них капитальными строениями и/или сооружениями, включая объекты энергетической, транспортной, инженерной, коммунальной, инновационной, социальной и других инфраструктур, находящихся в пределах особой зоны или за ее пределами, но необходимыми для ее стабильного функционирования.

Резидентом, зарегистрированным на территории с опережающим развитием, может быть ИП или коммерческая организация, с зарегистрированным статусом юридического лица. Исключение составляют муниципальные унитарные или федеральные организации, которые проводят свою деятельность на основе соглашения и включены в федеральный реестр резидентов подобных территорий.

Особые экономические зоны в РФ

На прошлой неделе стало известно, что президент принял решение прекратить создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам.

Основанием для такого решения стали результаты проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры, свидетельствующие, в частности, о низкой эффективности программы.

Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 миллиардов рублей (из них 122 миллиарда рублей федерального бюджета), 24 миллиарда из них не использованы. Налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 миллиардов рублей.

Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 миллиарда рублей. При этом за все время существования было создано 18 тысяч рабочих мест.

Решение о создании ОЭЗ было принято в середине 2005 года.

Территория опережающего развития: создание, льготы, закон. Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Как сказано в законе, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

К нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере особых экономических зон (далее — ОЭЗ), ст. 1 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» относит:

  1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (Соглашение о СЭЗ)
  2. Иные акты таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз)
  3. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ в ред. от 04.03.2013 (далее – Закон об ОЭЗ) и иные принимаемые в соответствии с ним федеральные законы
  4. Подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства)
  5. Иные нормативные правовые акты

Особая экономическая зона – часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (п.1 ст. 2).

ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (ст. 3 ФЗ об ОЭЗ).

Для приобретения индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией статуса резидента ОЭЗ и внесения соответствующей записи в реестр резидентов Закон об ОЭЗ предусматривает заключение с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности на территории таких зон.

Данное соглашение представляет из себя договор, по которому одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется осуществлять промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность на территории ОЭЗ, а другая сторона (орган управления ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные в договоре.

  • промышленно-производственная деятельность – производство и (или) переработка товаров (продукции), их реализация; деятельность по логистике — оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • технико-внедренческая деятельность – инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры, необходимой для осуществления их деятельности (ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • туристско-рекреационная деятельность – деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
  • портовая деятельность – осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:
    • складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами и законодательством РФ;
    • снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;
    • производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; и т.д.

Исходя из предмета соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, можно выделить четыре вида соглашения: об осуществлении промышленно-производственной деятельности, технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой ОЭЗ.

  • «Алабуга»
  • «Липецк»
  • «Тольятти»
  • «Титановая долина»
  • «Дубна»
  • «Томск»
  • «Зеленоград»
  • «Санкт-Петербург»
  • «Ульяновск Восточный»
  • «Советская гавань»
  • «Мурманск»
  • «Алтайская долина»
  • «Бирюзовая Катунь»
  • «Байкальская гавань»
  • «Ворота Байкала»
  • «Куршская Коса»
  • «Гранд Спа Юца»
  • «остров Русский»

В совокупность особых экономических зон туристического типа (туристический кластер) входят ОЭЗ, расположенные в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Республике Дагестан.

Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право получать таможенные и налоговые льготы, а также иные привилегии, что обеспечивает инвесторам ряд конкурентных преимуществ. По данным Минэкономразвития России, система налогообложения, существующая в ОЭЗ, обеспечивает их резидентам получение 30-процентной финансовой выгоды.

В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Положения об уплате налогов применяются к резидентам ОЭЗ с изъятиями, установленными законодательством о налогах и сборах.

Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 22. 07. 2005 N 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особый налоговый режим заключается в применении для резидентов особых экономических зон особых (льготных) налоговых ставок по отдельным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог), уплачиваемых в рамках общего режима налогообложения, при условии, что резидент соответствующей особой экономической зоны ведет на ее территории только промышленно-производственную, технико-внедренческую или туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении указанной деятельности в соответствии с федеральным законом об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Глава 8 ФЗ об ОЭЗ предусматривает применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых экономических зон. Данная глава содержит общие положения о порядке применения процедуры свободной таможенной зоны на территории особых экономических зон: понятие и допустимость применения такого режима к товарам в особых экономических зонах различных видов.

Часть 1 данной статьи статьи содержит отсылочную норму, определяя свободную таможенную экономическую зону как свободную экономическую зону по смыслу таможенного законодательства таможенного союза. Подробнее это понятие раскрывается в п. 1 ст. 37 Закона.

На международно-правовом уровне режим свободной экономической зоны (свободного склада, свободного порта) раскрывается, прежде всего, в Киотской конвенции 1973 г. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в приложении D. Российской Федерацией действующая редакция Конвенции не ратифицирована, однако правовое регулирование как до вступления в силу норм Таможенного союза, так и после в целом принимается с учетом положений международных правовых документов.

На наднациональном уровне правовой режим свободной таможенной зоны регулируется соглашениями Таможенного союза. Национальное законодательное регулирование исчерпывается отсылочной нормой ст. 37 комментируемого Закона.

Ч. 2 ст. 36 Закона об ОЭЗ исключает из-под действия режима свободной таможенной зоны туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Это обусловлено большой территорией туристско-рекреационных зон и характером особой осуществляемой там деятельности, на поддержание которой направлено создание особых экономических зон данного типа. Режим свободной экономической зоны рассчитан на применение, прежде всего, к импортируемым или подлежащим переработке товарам. Основным видом экономической деятельности в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа является производство туристских услуг, а также создание объектов туристической инфраструктуры, развитие территории в целом.

Портовые ОЭЗ

Памятка для инвестора ОЭЗЗа 10 лет действия Федерального закона создано 33 ОЭЗ четырех типов – 6 технико-внедренческих, 9 промышленно-производственных, 15 туристско-рекреационных (в том числе туристический кластер в Северо-Кавказском федеральном округе, состоящий из 9 ОЭЗ) и 3 портовые.

На территории ОЭЗ всех типов на 1 января 2016 года зарегистрировано 435 резидентов (порядка 70 резидентов с участием иностранного капитала из 29 стран мира).

Карта ОЭЗ РоссииПримерно годом позже после ОЭЗ распоряжением правительства была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (№328-р от 10 марта 2006 года).

Целями этой программы было обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации (включая энергоэффективность и энергосбережение (в том числе разработку новых видов топлива), космические технологии (в том числе связанные с телекоммуникациями — ГЛОНАСС и наземная инфраструктура), медицинские технологии, стратегические информационные технологии и программное обеспечение) и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны, говорится в документах.

Как указывается в постановлении, созданные в рамках реализации программы технопарки в сфере высоких технологий «будут обеспечивать решение задач модернизации и развития российской экономики по приоритетным направлениям». Реализация программы, как ожидается, приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.

Финансирование создания технопарков осуществлялось в рамках госпрограммы «Информационное общество», в общей сложности потрачено 32,9 миллиарда рублей.

Инвестиции в программу, по данным Минкомсвязи, из федерального бюджета составили 13,4 миллиарда рублей, субъекты РФ вложили 19,5 миллиарда рублей. Совокупная выручка резидентов созданных технопарков с начала действия программы по данным на февраль 2016 года составила более 180 миллиардов рублей.

Средства выделялись на строительство офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры. Резидентами технопарков в настоящее время являются около 900 компаний, создано около 20 тысяч рабочих мест.

Данные по программе строительства технопарков в России на начало 2016 годаОбъём товаров (услуг), произведённых (оказанных) резидентами ОЭЗ, за 2015 год составил более 35 млрд рублей, за 2014 – нет данных, в 2013-м — 50 миллиардов, в 2012 – 29,7 миллиарда. Таким образом, в 2015 году выручка резидентов технопарков превзошла аналогичный показатель резидентов ОЭЗ.

Согласно отчету Счетной палаты, в целом, по состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2% от объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие особые экономические зоны.

Таким образом, если рассматривать программы ОЭЗ и технопарков с точки зрения общих затрат и создания рабочих мест, эффективность строительства технопарков оказалась гораздо выше, чем программа по созданию ОЭЗ.

В Челны заманят резидентов из IT и мусоропереработки

ТОСЭРы тоже между собой конкурируют; ТОСЭР в Челнах даже конкурирует с ОЭЗ в Елабуге — это вопрос борьбы за резидента

Всего на челнинской территории находится девять резидентов. «Мы недавно считали, что на Набережные Челны приходится 36% всех резидентов ТОСЭР в стране. Их, если я не ошибаюсь, 17. И вот на все 17 территорий 36% — это наши.

Первыми резидентами стал мясоперерабатывающий завод АПК «Камский». Вторым — китайский Haier. Инвесторы, когда выбирают себе город с ТОСЭР, прежде всего выбирают город, в котором они будут жить и работать. «И для того же Hair важно, чтобы это был город рядом с аэропортом, у которого была бы нормальная дорога, были хорошие маршруты, федеральные сети транспорта, хорошие таможенные зоны, склады временного хранения и много всего другого».

Когда ТОСЭР в Челнах появилась, были определенные жалобы от глав других районов: что вы оставили нас без инвесторов (их и так было немного, а теперь совсем не будет). Нужно понимать, что налоговые льготы — не единственный способ заманить резидента на территорию. «ТОСЭРы тоже между собой конкурируют;

О потенциальных резидентах территории Таркаева прямо говорить не стала. Она отметила, что власти не зацикливаются на каких-то определенных отраслях. «Мы хотим расширить отрасли, которые прописаны сейчас в ОКВЭД. Хотим включить туда дополнительные, например, IT-сферу, мусоропереработку и логистику», — пояснила Таркаева. Пока что эти компании работать в ТОСЭР не могут, потому что они не указаны в постановлении о создании территории опережающего развития.

Мы очень признательны Наталье Александровне, что наши предложения были услышаны и власти стали об этом говорить, мы рассчитываем на внесение предложенных нами изменений

Компаниям, связанным с градообразующим предприятием и отраслью грузового автомобилестроения, попасть в челнинскую ТОСЭР не удастся. «Есть еще и отрасли, исключенные для всех ТОСЭР: работа с подакцизными товарами, работа на рынке недвижимости и с ценными бумагами», — уточнила замминистра.

«Резидентами территории опережающего развития могут стать как новые, так и уже действующие городские предприятия. Условия для новых производств: 50 млн инвестиций в капитальные вложения в течение первых 5 лет, причем в первый год они должны сделать 5 млн рублей. Действующие в свою очередь должны сделать эти вложения по новому инвестиционному проекту.

За полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд рублей капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд рублей и 2,5 тыс. рабочих мест

Также новые резиденты должны за первый год создать 20 рабочих мест, а в течение 10 лет — еще 30. Действующие предприятия должны удвоить штат. Сложность в том, что у действующих производств достаточно большой штат. А среднее число сотрудников считается по показателям за три года. Так что уволить всех перед Новым годом, чтобы потом снова набрать штат, не получится», — говорит Таркаева.

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличенияСвободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне.

Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом.

Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства
  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные
  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки
  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы
  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом «Об особых экономических зонах в РФ». Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Налог на добавленную стоимость

Для резидентов ТОР предусмотрен упрощенный (заявительный) НДС. Эта норма указана в НК РФ статье 176.1. В ней говорится, что налогоплательщики зоны опережающей развитие социально-экономической сферы получают право на возмещение суммы уплаченного налога, если совместно с декларацией они предоставят поручительство управляющей хозяйственной деятельностью резидента компании. Резиденты территорий опережающего развития, заполняя декларацию, обязательно должны указать право на возмещение НДС.

Налог на прибыль

Коммерческие фирмы, зарегистрированные в качестве резидентов подобных территорий, имеют право на нулевую ставку в течение пяти лет, подлежащему уплате в федеральный бюджет налога.

Ставка налога в региональные бюджеты значительно снижена. Статья 284.4 НК РФ регламентирует эту ставку 5%. Начинается отсчет с первого прибыльного периода. Действие этой ставки налога на прибыль возможно в течение пяти периодов налогообложения. Следующие пять – она не может быть больше 10%.

На территории моногородов

«По оперативным данным, за полтора года работы резиденты ТОСЭР в Челнах сделали 3 млрд капитальных вложений и создали 1,3 тыс. новых рабочих мест. Но это по самым крупным проектам. В общем это около 12 млрд [рублей капвложений] и 2,5 тыс. рабочих мест», — рассказала Таркаева.

О жестких плановых показателях перед Минэкономикой замминистра говорить не стала: «Есть амбициозная плановая задача в этом году привлечь 10 крупных резидентов. Это сложная задача. На 10 лет вообще был план привлечь 100—120 резидентов, 20—25 из которых будут крупными». При этом сам город, по оценкам министерства, может создать 10 тыс. новых рабочих мест.

ТОР «Гуково» будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках «Гуково» предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

«Набережные Челны» на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО «КамАЗ».

ТОР «Усолье-Сибирское» (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон»). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

В ожидании ТОСЭР

ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать

Минэкономики готовит заявку на присвоение статуса ТОСЭР Нижнекамску: «Мы очень долго ждали постановления, которое даст возможность расширять границы ТОСЭР и заявляться городам, у которых 2-я и 3-я категория по сложностям социально-экономического положения. Постановление вышло 6 или 7 мая. До этого времени подготовить заявку было невозможно, потому что там прописано, какие нужно представить документы, какой формат, — там сама структура заявки прописана».

В планах получить статус ТОСЭР и для Зеленодольска, Чистополя. «Заинтересованы в этом [создании ТОСЭР] практически все. Елабуга единственная точно не будет подавать заявку, потому что на ее территории есть особая экономическая зона. Создавать на одной территории ТОСЭР и ОЭЗ теперь запрещено законом», — пояснила Таракаева.

«ТОСЭР даются только тем, у кого уже есть потенциальные резиденты. Мы должны доказать, что все предприятия, которые есть в заявке, жизнеспособные, и территория не будет простаивать».

Называть производства, которые уже хотят стать резидентами, Таркаева не стала, но отметила исключенные сферы [предприятия этого сегмента не смогут стать резидентами, потому что они близки к градообразующему производству].

«Исключенным в Нижнекамске будет производство каучуков. Не думаю, что большое количество предпринимателей у нас хочет заниматься каучуками. В Чистополе в исключенных отраслях: по часовым механизмам и точной механике», — добавила замминистра.

Юля Красникова, фото Олега Тихонова, видео Камиля Исмаилова

Что лучше бизнесу — статус резидента ОЭЗ Алабуга или статус резидента ТОСЭР Набережные Челны?

Аспект сравнения №1. Налоговые режимы

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. При необходимости — обращайтесь к нам!

Решение о выборе той или иной зоны для размещения производсотва в ней и получения льгот и преференций рекомендуем принимать рассчитав финансово-экономическую модель (ФЭМ) по 3 сценариям:

  • размещение производства на территории ОЭЗ,
  • размещение производства на ТОСЭР,
  • размещение производства без получения льготного режима.

Сравнительным анализом вариантов — разностным методом — Вы получите ответ на свой вопрос и увидите эффект от размещения в сравнении с другими режимами и с режимом без льгот — важно при расчете оценить все плюсы и минусы, все риски решения.

ОЭЗ Алабуга Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль РФ 2% 2% 2% 2% 2% 2%  2%  2%  2%   2% 2%  2%   2% 2%  2% 
  РТ  0%  0%  0%  0%  0%  5%  5%  5%  5%  5%  13,5%  13,5%  13,5%  13,5%  13,5%
   Сумма 2%   2%  2%  2%  2%  7%  7%  7%  7%  7%  15,5%  15,5%  15,5% 15,5%   15,5%
ТОСЭР Н.Челны Бюджет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Налог на прибыль* РФ 0% 0% 0% 0% 0%  2% 2%   2% 2%   2%  2%  2%  2% 2%  2% 
  РТ  5%  5%  5%  5%  5%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%  10%
   Сумма  5%  5%  5%  5%  5%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%  12%

* Приведена таблица ставок налога на прибыль при условии, что режим ТОСЭР продлят по окончании 10 лет еще на 5 лет (такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства).

Таблица и график показывают, что ступеньки ОЭЗ более «пологие», а ступеньки ТОСЭР — более «крутые» (особенно если после 10 летниего льготного периода не будет продления еще на 5 и ставка с 11 года вернется к обычным 20%)  —  с точки зрения налогообложения прибыли режим ОЭЗ более щадящий, но налогообложение прибыли — это всего лишь один из поядка 20 факторов выбора между режимами

Еще по теме льгот:Плюсы индустриальных парковПлюсы особых экономических зон (ОЭЗ)Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеровМы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!При необходимости — обращайтесь к нам!

ТОСЭР по аналогии с особой экономической зоной (ОЭЗ) предоставляет налоговые преференции:

  • налог на прибыль в первый год — 5%, в последующие годы — 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю — 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций — 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды — 7,6% (без ТОР 30%).

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (до 37% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР:

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Аспект сравнения №1. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ? 

В ОЭЗ создана необходимая и достаточная производственная, транспортная, инженерная инфраструктура в рамках типа строительства greenfield (строительство производственных объектов в «чистом» поле)

Что есть в ТОСЭР? 

В ТОСЭР в моногороде — вся созданная жилищная, социальная, транспортная инфраструктура, присущая ерритории города

Чего нет в ТОСЭР? 

  • В ТОСЭР нет таможенных преференций — отсутствует таможенный пост, склад СВХ, упрощающий процедуры «растаможки» при импорте/экспорте
  • В ТОСЭР нет специально созданных промышленных территорий с подведенными коммуникациями (как это принято в ОЭЗ ППТ или промышленных (индустриальных) парках)

Чего нет в ОЭЗ?

  • в ОЭЗ нет льгот по страховым взносам в фонду обязаельного страхования (пенсоинное, социальное, медицинское)
  • в ОЭЗ нет созданной инфраструктуры города (жилая, социальная инфраструктура)

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения, разработать Вам бизнес-план проекта — резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Постановления КМ РТ от 07.05.1999 №284. Обращайтесь к нам!

Создание ОЭЗ регулируется федеральным законодательством, а также решением о передаче ОЭЗ федерального уровня в ведение (и финансирование) регионов.

Создание ТОСЭР на территории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 года №614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)».

Создание ТОСЭР на территории моногорода Набережные Челны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №44 от 28.01.2016

Порядок получения статуса резидента ТОСЭР в Набережных Челнах осуществляется в соответствии с Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «Об утверждении порядка заключения соглашения о ведении деятельности территории опережающего социально-экономического развития «Набережные Челны» №61 от 04.02.2016

При необходимости разработки бизнес-плана для резидента ОЭЗ или ТОСЭР — обращайтесь к нам. Сотрудники компании имеют соотвествующий опыт.

При необходимости организовать обучающий семинар для Вас или Ваших сотрудников «Как стать резидентом ТОСЭР?» или «Как разработать бизнес план своими силами?» — также обращайтесь к нам, научим, есть опыт

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Закон в действии

Сегодня в нашей стране действует не одна ТОР и с завидной регулярностью создаются новые. Например, в апреле этого года правительство дало старт двум территориям опережающего развития – «Саров» и «Николаевск». Они создаются на базе одноименных городов в Нижегородской области и Хабаровском крае. Основных целей, поставленных перед этими территориями, две – способствовать созданию рабочих мест и привлекать инвестиции в соответствующие регионы.

Министерство экономического развития нашей страны, проведя анализ и оценку, считает, что создание ТОР «Саров» обеспечит привлечение инвестиций в сумме более 10 млрд рублей. Это повлечет за собой организацию и реализацию нескольких инвестиционных проектов с открытием 1 700 – 1 800 рабочих мест. При этом объем налогов в бюджеты разных уровней и взносов во внебюджетные фонды федерального уровня планируется в сумме около 10 млрд рублей.

Эксперты отмечают, что финансируется ТОР «Саров» из внебюджетных источников. А вот «Николаевск» как территория опережающего развития создается на финансовой основе госпрограммы «Социально-экономическое развитие территорий Дальнего Востока и Байкальского региона». И только инженерная инфраструктура этой ТОР финансируется из внебюджетных фондов и частично из бюджета Хабаровского края.

Для территории опережающего социально-экономического развития «Николаевск» установлен специальный правовой режим для деятельности предпринимателей, а также минимальный объем капвложений резидентов. Таможенная зона является свободной, что подтверждено правом Евразийского экономического союза.

В соответствии с реализацией различных инвестиционных проектов, рабочих мест в этой территории планируется создать около 2 500. Поэтому налоговые поступления в бюджеты различных уровней должны возрасти до 2,3 млрд рублей.

Аспект сравнения №2. Инфраструктура

Что есть в ОЭЗ? 

Что есть в ТОСЭР? 

Чего нет в ТОСЭР? 

Чего нет в ОЭЗ?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бухгалтерия, финансы